Детский сад № 32, город Новочеркасск

статья « «Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать….»

01 марта [пт]

«Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать….»

 «Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать,

прививая «духовную оседлость», так как без корней

в родной местности, в родной стороне человек похож

на иссушенное растение перекати-поле».

Д.С.Лихачев

 Возрастающая сложность и масштаб проблем, выступивших перед обществом в новом веке, в современных социальных условиях, ставят перед отечественной системой образования задачу не просто формирования эрудированного человека, но и возрождения национального самосознания личности. Особое место в образовательном процессе занимает культура – носитель ценностей народа, отображающая его традиции, нравы, образ жизни многих поколений. Народная культура является живой связующей нитью между поколениями, объединяет прошлое, настоящее и будущее. Её отстранённость от воспитания приводит к распаду социума и личности. Обращение к исторической памяти народа, его культурным ценностям позволяет сформировать представление о нравственных нормах, развивать культуру чувственного восприятия, художественного переживания, опыт поведения. Знакомство с национальной культурой является одним из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, составляет духовную основу для формирования личности, воспитания её ментальности.

В дошкольном образовательном учреждении в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к её историческому культурному наследию, уважению к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

 Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.  В федеральных государственных требованиях говорится о том, часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации… о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…

Прочему мы говорим о том, необходимо использовать региональный компонент в познавательном развитии детей? То, что дети видят ежедневно, то окружение, в котором они проживают каждый день, является наиболее приемлемым. Знакомство с красотами родного края, обычаями, традициями в процессе познания оказывает положительное влияние на речевое и нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Поэтому нами была начата работа по использованию регионального компонента в формировании представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности.

 Без знаний основ народной русской жизни, в том числе жизни казачьего населения, родного фольклора, классического искусства сложно воспитать патриота и гражданина России. Судьба казачества – это трудные, но славные страницы истории России. Казачество всегда было оплотом российского государства. Культура казачества была частью российской культуры, проявляясь в  образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре

В настоящее время в ДОУ проводится большая работа по возрождению казачьих традиций, по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником. Чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Казачьего образования. В традиционном русском понимании слово "Казак" трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.

Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей между поколениями.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский.)

В преддверии праздника «День защитника Отечества» в старшей группе было проведено развлечение « Слава Богу, мы казаки!», где произошло посвящение в казачат и ребята ещё раз услышали, что  мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой, земле, чья история вошла в летопись казачества.

Что, познала донская земля много горестей. Не прошла её стороной ни Гражданская война, ни голод, ни Великая Отечественная война. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. 

Что должны знать и уметь молодые казачата, чтобы быть достойными продолжателями своих отцов,  дедов  и прадедов.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.