Детский сад № 32, город Новочеркасск

статья «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста как средства приобщения к здоровому образу жизни»

31 декабря [вт]

Актуальность

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольного образования. Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

  Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.
В воспитательно - образовательной деятельности с детьми я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение их здоровья за период пребывания в детском саду, формирование  необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также на обучение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель реализации

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения

процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, определённое образовательной системой взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

Реализация здоровьесберегающих технологий во всех областях образовательной программы.

 Интеграция образовательных областей.

Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий.

Соблюдение режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития и возрасту.

Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

Работа с родителями.

Результат использования

 

В  результате использования здоровьесберегающих технологий улучшаются показатели физического развития и эмоционального состояния детей.

Снижается число случаев заболеваний в течении года; происходит изменение  группы здоровья в благоприятную сторону);

Усовершенствуются навыки самостоятельности;

У детей и родителей формируется  желание и стремление вести здоровый образ жизни

 

Виды здоровьесберегающих  педагогических технологий:

Утренняя гимнастика

Утренняя зарядка, если в группе проводится (с предварительным проветриванием помещения),способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки;

Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся еще в полузаторможенном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах.

Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Пальчиковые игры помогают совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие, память, речь детей; мелкую моторику пальцев, кистей рук. Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.

 

Дыхательная гимнастика:

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика пробуждения  после сна

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика. Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию.

Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.

Зрительную гимнастику провожу регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить в игровой форме по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Психологическая разгрузка

В воспитательно – образовательном  процессе я использую  “Минутки шалости”, “Минутки тишины” и «Улыбкотерапию» - один из видов психологической  разгрузки. «Минута шалости»- каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается… Повторный сигнал через 1-2 мин. объявляется конец шалости. После «Минуток шалости» проводится «минутки тишины» (релаксация).

Релаксация снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление 

Физкультурные занятия

Физкультурные занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение для успешности социализации детей, и для их здоровья. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.

 Процедура мытья рук в жизни ребенка должна быть своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же естественным, как и одевание, купание или прием пищи. Во время формирования привычки мыть руки правильно, я использую художественное слово – поговорки, потешки, что в свою очередь превращает обыденное дело в увлекательный процесс. Кроме этого для обеспечения правильного мытья рук в работе по воспитанию культурно гигиенических правил использую алгоритм мытья рук. Ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее.

Прогулки

Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, плюс солнечные ванны, плюс движение, общение друг с другом, общение с природой, наблюдение за явлениями природы, объектами живой и неживой природы, игра, трудовые навыки, игры с природным материалом (снегом, листьями, водой, веточками, песком), закаливание. Всё это благотворно влияет и на психо-эмоциональное состояние детей.

Здоровье – это ДАР, который нужно сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста. Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя – способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.

 

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирую представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки -слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки- хватать, держать, трогать; ножки - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова -думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны. .

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.