Детский сад № 32, город Новочеркасск
статья "Воспитателю логопедической группы"Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 32,
Статья «Воспитателю логопедической группы» ( по материалам курсов дополнительного профессионального образования по проблеме: «Содержание и организация образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с учётом требований ФГОС ДО». Составила: Говорова Антонина Васильевна Я люблю детей и с удовольствием работаю с ними. Все они разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по - разному. В настоящее время я работаю с детьми с речевой патологией. За долгие годы работы воспитателем сложилось моё педагогическое кредо: исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития и лозунг « У тебя всё получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь». Работая воспитателем логопедической группы, я поняла: особенно актуальное значение эта позиция имеет в коррекционной работе с детьми с речевой патологией. В феврале 2017 года я прошла курсы дополнительного профессионального образования «Дошкольное образование по проблеме: «Содержание и организация образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с учётом требований ФГОС ДО», что позволило повысить педагогическую компетентность в области знаний психолого-педагогической характеристики детей с речевой патологией, их особенностями, разновидностью, своеобразием работы воспитателя в логопедической группе. В профессиональной команде нашего детского сада существует деловая взаимосвязь между педагогами: логопедом, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, физруком, где каждый понимает свою задачу и нацелен на создание условий для успешного развития каждого ребёнка. Подобная практика даёт хорошие результаты, а это в нашей работе самое главное, что соответствует ФГОС ДО. «Федеральным государственным стандартом дошкольного учреждения установлены нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, призванной обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В связи с этим, можно определить цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении - создание единой системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе». Воспитателю логопедической группы необходимо помнить, что глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, движения пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание . Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами. Поэтому особенно серьезно воспитателю нужно подходить к проявлению различного негатива в поведении ребенка. Очень важно вовремя увидеть признаки повышенной нервозности, конфликтности, или, напротив, утомляемости, пассивности и вялости. Если воспитатель будет стараться правильно оказывать психолого-педагогическое влияние на детей, то в большинстве случаев будут пресечены проявление стойких нежелательных отклонений в их поведении, что будет способствовать формированию коллективных, социально оптимальных отношений в группе. В связи с этим, воспитателю необходимо создавать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные эмоции, возникающие по причине речевой неполноценности, формировать познавательный интерес. Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Поэтому в процессе обучения и воспитания большое внимание уделяется развитию психических процессов и функций ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребенка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятельности ребенка, в том числе и речи как одного из видов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окружающими. Как и при других нарушениях, преобладает преимущественная игровая форма работы. Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Тем самым у дошкольника формируется монологическая речь. Крайне важным является развитие речевой активности дошкольников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим для детей создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность, развивающие мотивированность речевого действия. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функций речи. Необходимо понимать, что коррекционная работа является обязательной и вне образовательной деятельности: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, на прогулке, в играх и развлечениях. Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словом( ведь игра – основная форма деятельности дошкольника).Эта работа предоставляет возможность широко практиковать свободное речевое общение детей, а также закреплять речевые навыки в будничной жизни и деятельности детей. Важным фактором для того, что бы эта работа была, успешной является правильная речь самого воспитателя, она должна быть образцовой: внятной, четкой, хорошо интонированной. Воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка, если тот допускает ошибки в звуках, грамматических формах, а также побуждает детей к самостоятельному исправлению ошибок. Воспитатель принимает активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, руководствуясь рекомендациями логопеда. Также воспитателю необходимо выполнять рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений индивидуально с каждым ребенком. Целью работы воспитателя по развитию речи может быть, как создание необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений, в таком случае, она будет проходить перед образовательной деятельностью с логопедом, так и закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. В связи со всем вышеперечисленным, можно сказать Своеобразие работы воспитателя в логопедической группе определяется: речевыми недостатками; неполной зрелостью процессов, которые связанны с речевой деятельностью (памяти, внимания, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики); характерологическими особенностями и учет обозначенных особенностей работы воспитателя логопедической группы ДОУ очевиден, поскольку дает возможность обеспечения целостности, последовательности и преемственности задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Литература: Материалы лекторов Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей: Пособие для логопедов и воспитателей логопедических групп, М., ГНОМ и Д, 2003 г. 6 мая 2019 в 23:04
Прикреплённые файлы:Документ: статья "Воспитателю логопедической группы" Описание файла:Файл называется: vospitatelyu-logopedicheskoi-grupy_bcs4d.docx Это официальный файл организации «Детский сад № 32, город Новочеркасск», в нём содержится статья "Воспитателю логопедической группы". Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.