Детский сад № 32, город Новочеркасск

Консультация для педагогов ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Консультация для педагогов

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила: Говорова А.В.( по материалам курсов повышения квалификации с детьми с ОВЗ)

МБДОУ д/с № 32, г. Новочеркасск , 2020г

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быс­тро утрачивают интерес, отказываются от выполнения за­дания. У некоторых детей в результате утомления возника­ет двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усилива­ются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с большим трудом.

У других детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склон­ность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно весе­лы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее сле­зы. Некоторым свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье близких ему людей. Поэтому необходима прежде всего спокойная домашняя обстановка. Все размыш­ления о здоровье ребенка, переживания по этому поводу, ссо­ры, слезы в его присутствии недопустимы.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с пла­чем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной систе­ме: утром ребенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий. Поэтому, если у ребенка расстроен сон, родителям надо обязательно посоветоваться с врачом. Кроме того, при воспитании таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шум­ных игр, просмотра видео- и телепередач и различных резких раздражителей.

Все эти особенности определяют необходимость соблюде­ния определенного режима при воспитании ребенка с ограни­ченными возможностями здоровья. Родителям нужно, посо­ветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. Если воспи­тание такого ребенка в семье ведется неправильно, все нару­шения нервной деятельности могут усиливаться, принимать стойкий характер.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребен­ка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая оби­лием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особый подход требуется к ребенку с болезненно выра­женным чувством страха. Родители должны очень осторож­но знакомить его с предметами, которых он боится, помогать ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицатель­ных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет

воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить с уче­том его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не только обслуживал себя, но и постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружаю­щих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т.д. В результа­те у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах.

В ходе любой деятельности расширяется кругозор ребен­ка, развивается его интеллект. Многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденется, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это при­водит к тому, что он растет пассивным, вялым. Он отказыва­ется от выполнения заданий, не может соблюдать правила коллективных игр. Таким образом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организован­ность и выдержка — главные условия воспитания в семье ре­бенка с ограниченными возможностями здоровья.

Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста прежде всего должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в со­четании с требовательностью помогут ему в этом. Необходи­мо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, ка­ков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Роди­тели должны понять сами и внушить ребенку с ограничен­ными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае они не должны стыдиться ребенка с ограниченными возможностями здоровья — тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой ребенок будет лишен эгоцен­тризма, направленности только на себя, он будет с удоволь­ствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигнет. Это даст ему возможности вести спокойную, бога­тую впечатлениями и положительными переживаниями пол­ноценную жизнь.

Для создания благоприятных условий воспитания ребен­ка с ограниченными возможностями здоровья в семье родите­лям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Большое значение име­ет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формированию навыков самообслужива­ния и двигательных навыков и умений. Установлено, что на­личие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяет­ся кругозор, обогащается память, формируются наблюдатель­ность и любознательность. Ежедневно перед ребенком возни­кают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических воз­можностей, формирующихся на специально организованных занятиях и в самостоятельной деятельности в быту.

Огромное значение имеет формирование у детей-инвалидов адекватной самооценки, правильного отношения к своему де­фекту и развитие необходимых им в жизни волевых качеств.

Следует еще раз обратить внимание родителей на необ­ходимость активного включения ребенка с ограниченны­ми возможностями здоровья в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степе­ни выраженности, ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела.

2-1985

Такое распределение обязанностей в семье будет способство­вать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и разви­тию положительных сторон его личности.

Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограни­ченными возможностями здоровья, — это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье.

1 июля 2020 в 00:41

Прикреплённые файлы:

Документ: Консультация для педагогов ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Описание файла:

Файл называется: konsultacija-dlja-pedagogo1_4upl0.docx

Это официальный файл организации «Детский сад № 32, город Новочеркасск», в нём содержится Консультация для педагогов ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.